Эпиграф: «Сверкающие водопады найдёшь ты.
И ключи родников освежат тебя.
И перед тобой расцветёт вереск счастья.
Но он цветёт — на высотах»
.

Это кусочек стихотворения Николая Константиновича Рёриха
«Ловцу, входящему в лес» (1921).

Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» излагает открывшуюся ему картину мирового устройства. Эта картина грандиозна и сложна, но в рамках данной лекции нас будут интересовать только две её составляющие: сквожение мира и стихиали.

http://images.vfl.ru/ii/1546596254/18b82043/24815088_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1546596547/976c81a9/24815128_s.jpg
Даниил Андреев и его книга «Роза Мира»

Вот что рассказывает Даниил Леонидович про сквозящее восприятие мира:

«Мироотношение, о котором я говорю, не уводит от мира, а учит любить его горячей и бескорыстной любовью. Оно не противопоставляет "миры иные" миру сему, но все их воспринимает, как великолепное целое, как ожерелье на груди Божества. Разве хрустальная лампада меньше нравится нам оттого, что она прозрачна? Разве мы будем меньше любить наш мир оттого, что сквозь него просвечивают другие?».

Нельзя сомневаться, что освоение способности сквозящего восприятия мира чрезвычайно полезно для волшебника.

Первое, к чему маг может (а пожалуй, и должен) применить развиваемую им способность сквозящего восприятия мира, это чувствование стихиалей природы. Почему? Потому что это, во-первых, проще: стихиали природы окружают нас повсеместно, и к тому же зачастую готовы совершить шаг навстречу нам. А во-вторых, знакомство со стихиалями природы помогает познать и понять тонкие законы жизни природы, без чего маг не способен с должной эффективностью воздействовать на неё.

Даниил Андреев в книге «Роза Мира» даёт следующие полезные указания:

«Есть одно предварительное условие: без него никакие усилия в этом направлении ни к чему бы не привели. Это — собственная готовность человека добиваться сквожения ему того хрустального сосуда, который мы называем Природой.
В чём задача? В том, чтобы войти возможно глубже в Природу, в жизнь стихий, и войти притом не как разрушителю и не как любознательному испытателю, а как сыну, после многолетних скитаний на чужбине возвращающемуся в отчий дом. Для решения такой задачи — одной индивидуальности будет естественнее и полезнее одно, для другой — другое. Я хотел бы только рассказать, какие именно условия помогали мне лично. Выбрав на это время некоторую, как теперь говорят, "базу" в красивом и, разумеется, малолюдном месте, следовало прежде всего избегать засорения души и ума всякими мелочными житейскими заботами.
Но всё это — указания о внешнем. Можно всё лето до изнеможения слоняться по лесам и полям, а вернуться ни с чем. Внешние условия должны быть дополнены некоторыми усилиями ума и чувства. В чём они заключаются?
В том, что человек постепенно приучается воспринимать шум лесного океана, качание трав, течение облаков и рек, все голоса и движения видимого мира как живое, глубоко осмысленное и к нему дружественное. ... Ощущение ясной отрады, мудрого покоя будет поглощать малейший всплеск суеты; хорошо в такие дни лежать, не считая времени, на речном берегу и бесцельно следить прохладную воду, сверкающую на солнце. Или, лёжа где-нибудь среди старого бора, слушать органный шум вершин да постукивание дятла».

«Лично у меня всё началось в знойный летний день 1929 года вблизи городка Триполье на Украине. Счастливо усталый от многовёрстной прогулки по открытым полям и по кручам с ветряными мельницами, откуда распахивался широчайший вид на ярко-голубые рукава Днепра и на песчаные острова между ними, я поднялся на гребень очередного холма и внезапно был буквально ослеплён: передо мной, не шевелясь под низвергающимся водопадом солнечного света, простиралось необозримое море подсолнечников. В ту же секунду я ощутил, что над этим великолепием как бы трепещет невидимое море какого-то ликующего, живого счастия. Я ступил на самую кромку поля и, с колотящимся сердцем, прижал два шершавых подсолнечника к обеим щекам. Я смотрел перед собой, на эти тысячи земных солнц, почти задыхаясь от любви к ним и к тем, чьё ликование я чувствовал над этим полем. Я чувствовал странное: я чувствовал, что эти невидимые существа с радостью и с гордостью вводят меня, как дорогого гостя, как бы на свой удивительный праздник, похожий и на мистерию, и на пир. Я осторожно ступил шага два в гущу растений и, закрыв глаза, слушал их прикосновения, их еле слышно позванивающий шорох и пылающий повсюду божественный зной. ... Главное было в том, что я в эти минуты явственно осязал, как любят меня и льются сквозь меня невидимые существа, чьё бытие таинственно связано с этой растительностью, водой, почвой».

Мы видим в этом рассказе и общение человека со стихиалями природы, и сквожение ему сквозь вещественную первую реальность мира каких-то других слоёв реальности.

Не обязательно это должно быть лето. И даже не важно, насколько природа вокруг затронута человеческой деятельностью. Стихиали воды, воздуха, снега, лугов, лесов, почвы, горных вершин и морских глубин присутствуют повсеместно. Точнее говоря, телесно они воплощены в иных слоях реальности, лежащих в каком-то смысле параллельно привычному нам слою. Воды реки или поросший травами луг не являются физическим телом стихиалей, а только отражением их инобытия, местом их трудов и игр. Вполне возможны, к сожалению, река или лужайка без стихиалей природы. И мы — согласитесь! — всегда почувствуем разницу.

Понимание этого-то чувства и помогает нам развивать и закреплять в себе способность общаться со стихиалями природы.

Хотя в своих слоях реальности стихиали и воплощены телесно, тела эти, разумеется, ни в малейшей степени не подобны человеческим. Возможно, что по меньшей мере часть преданий о русалках, кобольдах, лимнадах и фоморах навеяны многовековым опытом общения людей со стихиалями. Но подлинная форма этих существ не имеет никакого отношения к возникшим в сказках и мифах антропоморфным образам. Даниил Андреев описывает их тела как текучую неплотную субстанцию, сложенную, к тому же, из совершенно иной, чем наша, материи (возможно, так называемой эфирной). Однако при столь радикальных различиях телесного воплощения душа, разум, эмоции, высшие духовные структуры у человека и стихиали одинаковы. Что и позволяет нам с ними, пусть и невербально, общаться.

Большинство стихиалей природы дружественно, даже любовно относятся к человеку, душа которого открыта природе, не омрачена чрезмерно плоским, корыстным, утилитарным и равнодушным отношением к ней. Однако есть стихиали, которые подавляют своей грандиозностью, как стихиали горных вершин, или пугают безудржной мощью, как стихиали бурь. Но и с ними человек как монада Божественного творения равен и может, приложив должную душевную работу, общаться на равных.

Домашнее задание:

Задание 1.
Порассуждайте о том, чем стихиали отличаются: с одной стороны, от волшебных существ, представителей рас волшебного мира; с другой стороны, от духов природы. Для этого рассуждения полезен поиск информации в сети, в литературе, в лекциях по другим учебным дисциплинам.

Задание 2.
Порассуждайте о том, в чём стихиали сходны с элементалями, эмоционалями и иными существами (сущностями), в наименовании которых используется формант «-аль». Для этого рассуждения также полезен поиск информации.

Задание 3.
Расскажите, пожалуйста, о личном опыте общения со стихиалями или иного сквожения мира. Если личного опыта нет, либо он слишком личный, то этот рассказ можно представить как литературное произведение.