Эпиграфом этого занятия
можно взять слова
"Часто в мозгу представляются цвета,
не существующие вне нас,
например, если взглянуть на солнце
и закрыть глаза
",
написанные в 1756 году
Михайло Васильевичем Ломоносовым.

Многие в обыденной жизни не замечают, что видим мы на самом деле гораздо более того, что мы видим. На очевидные воспринимаемые зрением образы накладывается много слоёв видения того, что не существует вне нас. По большей части это шумы, дефекты и сбои в разных местах очень сложно устроенного зрительного тракта.

Для такого рода видений существует специальный термин "фосфены". Это от греческих φoς (свет) и φαίνω (демонстрирую). В узком смысле под фосфенами понимают кажущиеся цветовые пятна, возникающие в поле зрения (в том числе закрытых глаз) при внешнем физическом воздействии. Например, если на глаз нажать. Или от пролёта через глаз проникающей радиации (это актуально для космонавтов). В широком же смысле фосфены — это любые воспринимаемые зрением кажущиеся световыми объекты, к возникновению которых свет не имеет никакого отношения. Примерно в том же значении используются термины "фотопсии" и "фотизмы".

И хотя всё то, о чём пойдёт речь далее, мы видим постоянно, как бы наложенным на визуальный образ окружающего мира, мы привыкли абстрагироваться от этих зрительных шумов. Причём это происходит не только на уровне подсознания, но даже и на более глубоких уровнях работы организма. Поэтому заставить себя сознательно заметить некоторые из фосфенов и родственных им явлений бывает сложно. Сегодняшнее занятие представляет собой цикл экспериментов такого рода. Поскольку среди слушателей этой лекции могут оказаться люди, не пользующиеся зрением, либо по каким-то ещё причинам не могущие выполнить эти эксперименты, в домашнем задании предусмотрен второй вариант, связанный с поиском и обсуждением информации по затронутой теме.

Мы не будем нажимать на глаза или совершать ещё что-то потенциально опасное. При выполнении экспериментов ни в коем случае не следует быть в одурманенном состоянии (под действием алкоголя или иных воздействующих на психику препаратов; а также вызванном болезнью или переутомлением). Если какие-то из опытов вызовут у вас даже необоснованные опасения, вы можете пропускать их и переходить дальше. Некоторые же опыты вам, возможно, потребуется повторить несколько раз, чтобы добиться результата.

Начнём мы с самого простого: эффекты "усталости" светочувствительных клеток сетчатки глаза (колбочек), иногда называемые инверсными цветовыми пятнами. Именно о них говорится в цитате-эпиграфе. Определённые вещества (светочувствительные пигменты) в колбочках под действием света изменяются, что, собственно, и запускает процесс формирования изображения в зрительном тракте. И пока эти вещества не восстановятся, клетка лишается способности чувствовать свет, что, по контрасту с соседними клетками, может восприниматься как цвет, дополнительный к вызвавшему "усталость".

Этот эффект хорошо известен, он используется в занимательных картинках из раздела "обман зрения", две из которых здесь приведены. В первой надо долго (секунд тридцать) смотреть на четыре точки в центре изображения, а потом перевести взгляд на любую однотонную поверхность.

http://images.vfl.ru/ii/1538900985/3aeb3282/23681056_s.gif

Во второй надо смотреть на чёрную точку, а потом перевести взгляд на белую (и, что любопытно, никому не удаётся удержать появившееся изображение неподвижным).

http://images.vfl.ru/ii/1538901137/a94a6c20/23681105_s.gif

После долгого созерцания первой картинки можно просто закрыть глаза: создаваемый инверсными цветовыми пятнами образ будет какое-то время виден на фоне проникающего через веки света, либо на тёмном фоне, если вы дополнительно закроете глаза ладонями или ещё чем-то. Очевидно, что такие инверсные картины возникают и при любом закрытии глаз, не обязательно после долгого созерцания специального изображения. Просто они гораздо менее контрастны и гораздо сильнее размыты. Тем не менее, попробуйте, закрыв глаза в обычных условиях, обнаружить фосфены этого типа. Если вам это удастся, то вы, скорее всего, столкнётесь с другой проблемой: разного рода пятен там окажется много, и не так-то легко обнаружить именно интересующие нас инверсные. Помогут две их отличительные особенности: во-первых, они следуют за движением глаз; а во-вторых, с течением времени постепенно исчезают. Об остальных цветовых эффектах мы поговорим ниже.

Самый интересный вариант инверсных фосфенов возникает, если вы долго смотрите из тёмной комнаты в окно, за которым светло, или через дверь в ярко освещённое соседнее помещение. Тогда после закрытия глаз (обычно через несколько секунд) перед глазами возникает образ какого-то словно бы другого мира. Там может быть небо, но не голубое, облака, деревья, силуэты домов или ещё что-то, но всё совершенно не того цвета. Некоторые писатели использовали этот эффект для перемещения своих героев в иную реальность.

http://images.vfl.ru/ii/1538901276/9764018c/23681120_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538901429/2746dc28/23681165_s.jpg

Следующей по доступности наблюдения и известности формой визуальных шумов являются так называемые "стеклянные червячки", "мушки", "нити" и тому подобное. У людей здоровых после больших нагрузок, а у людей тучных, или истощённых, или страдающих некоторыми заболеваниями довольно часто перед глазами словно бы плавают прозрачные нитевидные образования (разных форм). Они отлично видны и с открытыми глазами, при движении глаз перемещаются в поле зрения. Через некоторое время (несколько часов, дней, а то и недель) они обычно исчезают. Раньше считалось, что возникают эти "стеклистые червячки" при разрывах микроскопических капилляров, питающих клетки сетчатки глаза. Но сейчас известно, что большинство из них — результат временного расслоения стекловидного тела глаза или помутнения его волокон (myodesopsia). Возможно, этот визуальный эффект вам не удастся наблюдать именно сейчас, во время наших экспериментов (разумеется, никогда не следует пытаться вызвать эти "червячки" искусственно). Но вы можете вспомнить либо как раньше их видели, либо их описания в художественной литературе.

http://images.vfl.ru/ii/1538901613/70bfe16d/23681218_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538901769/546e6e10/23681288_s.jpg

Эти два вида фосфенов мы поставили в нашем исследовании на первое место, потому что их достаточно легко видеть с открытыми глазами, и известно, что они накладываются на воспринимаемую нашим зрением картину, даже когда мы не обращаем на них внимания.

Если пробыть с закрытыми глазами достаточно долго, чтобы цветовая усталость завершилась, мы начинаем видеть множество других фосфенов разного уровня. Собственно, мы начинаем не видеть их, а только обращать на них внимание, потому что нас не отвлекают другие, как правило, более яркие зрительные образы. К этому моменту экспериментирования вы наверняка уже видели их и могли обратить внимание, что там сложная смесь эффектов разной природы и разного уровня. Попробуем разделить их и понаблюдать более или менее раздельно. Выделять уровни будем в порядке следования элементов зрительного тракта.

http://images.vfl.ru/ii/1538902231/35fa6ef6/23681388_m.jpg

Начнём с шумов сетчатки глаза. Закрыв глаза (без надавливания и напряжения, но, возможно, дополнительно защитив их от внешнего света) и немного подождав, вы можете заметить, что у постепенно исчезающих инверсных фосфенов, геометрического шума (о котором ниже) и прочих эффектов есть некоторый общий фон. Мне он представляется как постоянно сыплющийся мелкий песок, другие ассоциируют его с экраном неисправного телевизора или расходящимися на поверхности воды волнами. В любом случае, это что-то неопределённое, находящееся в постоянном мелком изменении. Технически это проявление идущих в сетчатке глаза микроскопических процессов, циклических, но имеющих у каждой клетки свой период. Это именно шум, но, что любопытно, не "белый", а классический пример того, что специалисты по теории информации называют "серым" шумом.

Те из вас, кому удалось выделить этот фон, шум сетчатки, согласятся, что главную трудность тут составляло отвлечение внимания от гораздо более занимательных и заметных следующих уровней шума. И, думаю, в первую очередь это был так называемый геометрический шум.

Стоит вам, закрыв глаза, заняться рассматриванием того, что мы там видим, так сразу появляются разнообразные и довольно быстро меняющиеся геометрические образы. Это могут быть просто цветовые пятна, а могут быть и сложные многоцветные узоры, подобные наблюдаемым в калейдоскопе, или даже трёхмерные. Бывает, что эти геометрические образы становятся тем сложнее и разнообразнее, чем больше внимания вы им уделяете.

Физическая причина их возникновения следующая. Уже в глубинных слоях сетчатки начинается обработка поступающей визуальной информации. В частности, там определяются цветовые контрасты, в том числе контуры и градиенты, а также углы. Часть информации, идущей от глаза в мозг, представляет собой не "растровую графику" реакции палочек и колбочек на свет, а "векторную графику" уже распознанных фрагментов границ созерцаемых фигур. Неудивительно, что шум, возникающий в этой части зрительного тракта, расшифровывается мозгом как видение геометрических фигур. В обычных условиях шум этот невелик. Если вы научились выделять его с закрытыми глазами, попробуйте найти его и на обычной видимой картине при открытых на свету глазах (это непросто).

Однако именно этот геометрический шум эффективно усиливается под воздействием электричества или пролетающих заряженных частиц. Вот пример: художник Сергей Шутов организовал выставку картин, изображающих наблюдаемые добровольцами фосфены, усиленные электростимуляцией.

http://images.vfl.ru/ii/1538902410/67a2593c/23681469_s.jpg

Видит геометрические шумы, как мы уже говорили, мозг. Отвечающие за зрение его структуры обладают важной способностью восстанавливать недостающее изображение по имеющимся его фрагментам. На этом тоже основано большое количество так называемых "обманов зрения". Вот два примера. 

Вы легко поймёте, о чём именно мечтает мальчик на картине "Мечты" художника Дональда Раста (Donald Rust). 

http://images.vfl.ru/ii/1538902662/a048fd98/23681536_m.jpg

Или определите, какое лицо сердитое, а какое спокойное (тут надо смотреть то вблизи, то вдали; а если есть очки — то в них, то без них).

http://images.vfl.ru/ii/1538903104/11164583/23681642_m.jpg

Из этой части нашего эксперимента вам, надеюсь, понятно, во-первых, как из поступающей от глаза шумовой информации о границах и углах мозг складывает эффектные движущиеся геометрические образы. И, во-вторых, что эти образы могут сложиться и во что-то более осмысленное, нежели просто геометрия. Тут мы подошли вплотную к следующему, последнему для нас на сегодня уровню многослойности зрения. Однако неудивительно, что исследованиями геометрических фосфенов интересуются и учёные, и писатели-фантасты, и лжеучёные-эзотерики.

Вы, разумеется, и раньше знали, а сейчас на опыте лишний раз убедились, что видит человек не глазами, а мозгом. Поэтому последний уровень шумов зрительного тракта — это хорошо многим знакомое мысленное зрение.

Закройте глаза и представьте себе кошку (или иное, более вам интересное существо). Постарайтесь удержать этот образ "перед глазами" как можно дольше. Если удастся удержать, понаблюдайте, что делает кошка и что с нею происходит. Скорее всего, вы убедитесь, что удержать этот мысленный образ не так-то просто (особенно если раньше вы не увлекались чем-то близким к этому эксперименту). И во-вторых, хотя до какой-то степени образом можно сознательно командовать (например: "я хочу, чтобы кошка села и принялась умываться"), что-то в "поведении" кошки остаётся вне нашего контроля. Оба этих обстоятельства показывают нам, что такого рода мысленные картинки мы справедливо отнесли к категории шумов зрительного тракта. Одним краем мыслеобразы касаются зрения, коль скоро мы их именно видим. Однако другим краем они уходят в мыслительную деятельность вообще, и тем самым уходят за рамки темы сегодняшней лекции.

В завершение эксперимента убедитесь, пожалуйста, что и зрительные мыслеобразы так же наложены и на наше обычное зрение, как и ранее рассмотренные фосфены. Как правило, мы не замечаем их, либо автоматически разделяем в сознании то, что мы "на самом деле" видим, и то, что мы видим "внутренним взором". Однако всегда ли это так? Не вспомните ли вы из личного жизненного опыта случаев, когда вы отчётливо и осознанно видели нечто, что, как становилось ясно впоследствии, не существовало, а лишь "привиделось". Если не вспомните из личного опыта, то уж в художественной литературе найдёте при желании сотни примеров.

http://images.vfl.ru/ii/1538903439/18e70303/23681733_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538904391/f9ccf6bd/23681947_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538904034/6bb63513/23681839_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538904889/a0a394f0/23682092_s.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1538905436/ae39df9b/23682224_s.jpg

И последнее.

Какое же отношение многослойность зрения имеет к многослойности реального мира?
В рамках данного курса нас будут интересовать два таких отношения.

Во-первых, мы убедились, что не всё, что мы видим, в равной степени реально. Вспомнив прошлое занятие, вы понимаете, что применять критерии реальности надо и к тому, что мы, казалось бы, видим воочию. Мы никогда не можем сказать "я верю своим глазам!", потому что мы видим не глазами, а мозгом.

Во-вторых, многослойность зрения открывает перед нами любопытную возможность "хотя бы одним глазком" заглянуть в некоторые иные слои нашей реальности, всего лишь только изменив точку нашего зрения в богатой эффектами многослойности зрительного восприятия.

Домашнее задание:

Вариант 1. Экспериментальный.
Выполните серию экспериментов, подобных описанным в лекции. Состав и порядок проведения опытов можете менять. По каждому опыту опишите:
1) условия его проведения;
2) результаты;
3) ваш анализ этих результатов.
Оценка здесь ставится из расчёта примерно по 2-3 балла за каждый описанный вами эффект многослойного зрения (в лекции их пять). Не описанные в лекции, но обнаруженные вами эффекты ценятся выше. И особенно высоко ценится самостоятельность вашего анализа результатов эксперимента.

Вариант 2. Поиск и анализ информации.
Найдите в сети и (или) в литературе и проанализируйте (обязательно свой анализ!) информацию о фосфенах и родственных им явлениях по трём категориям:
1) в науке и технике;
2) в лженауке, мистике, эзотерике;
3) в художественной литературе и других искусствах (этот пункт можно заменить собственной творческой работой на данную тему).
Каждый из этих трёх пунктов оценивается в пределах 4 баллов с учётом, разумеется, оригинальности найденного материала и самостоятальности мышления, проявленной при его анализе.

http://images.vfl.ru/ii/1538906096/c009fc74/23682393_s.jpg