И не такие странности в Стране Чудес случаются!
В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь.
Попасть туда несложно, никому не запрещается,
В ней можно оказаться — стоит только захотеть.

Это из «Песни Кэрролла», написанной в 1973 году
Владимиром Семёновичем Высоцким
для аудиоспектакля «Алиса в Стране Чудес»

Начинаем изучение практической полезной для волшебника и мага дисциплины, цель которой — научить восприятию мира как многослойной структуры и некоторым приёмам использования тех возможностей, которые даёт эта многослойность. Упрощённо говоря, мы будем изучать возможность путешествовать между мирами.

Глава 1. Что такое «мир»?

Если вы посмотрите в разных словарях и энциклопедиях, например, в Википедии, определение термина «мир», то увидите, что термин этот очень многозначен.

Например, миром в узком смысле называют некое отделённое от других пространство существования. Примерами служат такие употребления этого слова, как «параллельный мир», «виртуальный мир», «мир Земноморья» и т.д.

Более объемлющее понимание термина «мир» приравнивает его к термину «вселенная». Обратите внимание: мы здесь пишем это слово со строчной буквы. По правилам русского языка с заглавной буквы пишется слово, которое означает уникальный единичный объект. Мы скажем «Галактика», если имеем в виду нашу галактику Млечный Путь. Мы скажем «Бог», если речь идёт о единственном Боге; о ком-то из древнегреческой мифологии будет сказано «бог». То же и здесь: говоря «вселенная», мы сразу подразумеваем, что их может быть множество; а «Вселенная» — наша, одна.

Ещё более широкое понимание слова «мир», которым мы и пользуемся в рамках этого курса, таково: мир = универсум. Напомню, что под универсумом (universum) понимается совокупность всего, совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы. Или даже мир = мультивселенная (multiverse) — множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных (включая ту, в которой мы находимся). Термин «мультивселенная» был создан в 1895 году философом и психологом Уильямом Джеймсом (William James).

Причём здесь мы говорим только о подлинной реальности. Мы не включаем в понятия Вселенная и Универсум так называемые «вымышленные миры». Как вы увидите далее, мы и не исключаем их из рассмотрения, но если уж мы примемся путешествовать в иные слои нашей реальности, то нам нужно отчётливо понимать, что это именно путешествие, а не бред, не сон, не фантазия и не галлюцинации.

Глава 2. Критерии реальности

Именно такая задача стояла перед Карлосом Кастанедой (Carlos Cesar Salvador Arana Castaneda; 1925~35 — 1998), когда в 1960 году он поступил в ученики к индейскому колдуну дону Хуану. Первоначальной целью Кастанеды как этнографа было изучение того, как мексиканские индейцы используют в обрядовой практике ядовитое галлюциногенное растение — кактус пейотль. Однако в том, что показывал ему дон Хуан, ощущалась некая магия, некоторая чёткая система взглядов, отличная от точки зрения и позитивистской, и материалистической науки. Поэтому Кастанеде как ученику колдуна надо было знать: то, что он видит под воздействием растительных ядов, — просто бред и галлюцинации, или же это образы какой-то иной реальности?

http://images.vfl.ru/ii/1538899900/df1dc8d6/23680865_m.jpg

Вот что пишет Карлос Кастанеда в том единственном месте своих книг, где подвергает собранную информацию научному анализу:

«Составляющие элементы необычной реальности обладают стабильностью в том смысле, что они никогда не смещаются и не исчезают, как это случилось бы с компонентами обычных грёз»...
«Я смог ввести критерий, состоящий в том, что в необычной реальности всегда можно остановиться на неопределенное время, чтобы рассмотреть каждый из составляющих элементов. Применение этого критерия позволило мне отличать состояния необычной реальности от других состояний особой восприимчивости»...
«Разница между составляющими элементами состояний реальности состоит в их способности к обычному соглашению. Под обычным соглашением я подразумеваю молчаливое соглашение о составляющих компонентах повседневной жизни, которое соучастники тем или иным способом дают друг другу. Для составляющих элементов необычной реальности обычное соглашение недостижимо [в первых двух книгах Кастанеда постоянно требует от учителя этого соглашения, но получает его только в третьей книге и относительно совершенно другого слоя реальности]. В этом отношении необычная реальность была ближе к состоянию грёз, чем к обычной реальности»

Это цитаты из второй части первой книги Кастанеды «Учение дона Хуана» (1968), в неполных изданиях эта часть либо опускается, либо выносится в приложение. Примечание: я не даю вам совета читать остальные книги, потому что почти в каждой последующей книге автор говорит, что всё написанное в предыдущих книгах было неправдой.
И ни в коем случае не следует практиковать описанные там «техники» (о причинах прочитайте в разделе «Техника безопасности»).

Таким образом, мы видим три критерия, позволяющие, по Кастанеде, отличить реальность от простых видений. Два критерия слабые:
- критерий стабильности;
- критерий бесконечной детализируемости.
Я назвал эти критерии слабыми, потому что их одних, без третьего, недостаточно для квалификации своего восприятия как реальности. По мнению Карлоса Кастанеды, некоторые виды галлюцинаций выдерживают проверку по этим двум критериям, оставаясь всего лишь галлюцинациями. Поэтому наиболее важен третий критерий:
- наличие внешнего консенсуса.
Ещё раз подчеркну: нужны все три критерия вместе. Первая реальность нашей повседневной жизни, разумеется, им всем трём соответствует.

Что же такое внешний консенсус относительно элементов предполагаемой реальности? Здесь имеется в виду, что если кто-то кроме вас побывал в этой же реальности, то он нашёл там то же самое, что и вы. И вы с ним можете друг другу подтвердить это. Разумеется, для строгой доказательности внешний консенсус должен быть получен в такой форме, которая исключает даже неосознаваемый обман (то есть соучастники сначала фиксируют информацию, и только потом обмениваются ею). Собственно, точно по тем же законам идёт научное экспериментальное исследование и нашей Первой реальности.

Может показаться, что ни среди естественных явлений (сон, грёзы), ни среди рукотворных информационных объектов (книги, игры) нигде не выполняются все три критерия реальности сразу. Однако это не так. Они выполнены, например, в некоторых ролевых играх по переписке. Скажем, в A_Konter@mail.ru (Контер разрешил мне использовать информацию о его игровой системе в этом курсе). Я могу встретиться там с другим играющим реальным человеком, и мы в состоянии как в рамках игры, так и вне неё дать друг другу подтверждение всего того, что там с нами происходило. Я могу в любое место вернуться и застать там то же самое, с естественными изменениями. И я могу любой объект рассматривать сколь угодно подробно, получая информацию о всё более мелких деталях. То есть все три критерия Кастанеды в игровом пространстве Контера выполнены. Его отличие от Первой реальности только в невозможности использовать физические органы чувств; но и Кастанеда не рассматривает этот аспект в своих критериях, и для целей нашего исследования они не важны. Впрочем, о чувственном восприятии на примере зрения мы ещё должны будем поговорить.

Глава 3. ИСС не нужны!

Как можно, не двинувшись с места, оказаться в ином слое реальности? Почти все учёные, эзотерики и другие рассуждающие на эту тему (кроме волшебников и мистиков) видят причину в изменении сознания воспринимающего Мир человека. Будто бы в обычном состоянии сознания он воспринимает повседневную Первую реальность, а в особых, так или иначе изменённых состояниях сознания — иные слои реальности.

Это заблуждение!

Никакие изменённые состояния сознания (ИСС) нам не понадобятся. Хотя, конечно, в таких ИСС, как сон, грёзы или галлюцинации, человек созерцает нечто, отличное от привычного реального мира. Однако эти девиации в большинстве своём бесполезны для мага (за исключением, пожалуй, вещих снов, но это тема для отдельного разговора).

Так что никаких физиологических или химических средств, способных повлиять на сознание или формы восприятия мира мозгом (о причинах прочитайте в разделе «Техника безопасности»).

Каков же будет ваш первый шаг в изучении возможностей путешествовать между слоями реальности, вы узнаете, выполнив домашнее задание.

Домашнее задание:

Задание 1. Применение критериев Кастанеды. (4 балла)
Проанализируйте по каждому из трёх критериев реальность трёх конкретных комплексных восприятий разного типа, например:
1) сон, который Вы хорошо помните (его надо пересказать);
2) литературное произведение (если оно малоизвестное, то следует привести ссылку или пересказать его);
3) фрагмент повседневной реальной жизни (нужные факты описать).
Можно взять и другие примеры восприятий, но они должны быть трёх разных типов.

Задание 2. Планирование эксперимента. (4 балла)
Предположим, что Вы уже умеете путешествовать в иные слои реальности этого Мира. Попробуйте представить себе, что Вы увидите и почувствуете, совершив такое путешествие. Разработайте систему экспериментов, которые позволили бы Вам оценить степень реальности данного комплексного восприятия согласно трём критериям Кастанеды. Желательно также сформировать практические рекомендации для наиболее вероятных исходов Ваших экспериментов (то есть как и для чего в этом случае маг мог бы использовать открытый Вами слой реальности).

Задание 3. Собственное рассуждение. (4 балла)
Порассуждайте, пожалуйста, с использованием конкретных примеров, зачем магу надо уметь определять степень реальности комплексных восприятий; как в этом может помочь материал сегодняшнего занятия; какие ещё критерии реальности можно использовать.

Вопрос без оценивания ответа:
Почему в тексте лекции пишется «вы», а в домашнем задании — «Вы»?