Хотят реальность познавать
Философы. Средь них Платон.
О том, чего не воспринять,
В трудах своих поведал он.

Научное в нашем нынешнем понимании познание начинается с Древней Греции. Некоторые исследователи связывают это с присущей эллинам демократией: чтобы убедить сограждан принять некое решение, надо уметь доказывать, а для этого надо развивать логику рассуждений. И до древнегреческих философов были мудрецы, но они, как считается, стремились просто знать истину, тогда как философы начинают делать это доказательно.

Что существует что-то вне зримого повседневного мира, предполагали с глубокой древности даже простые обыватели. Исследуя наличную реальность, древнегреческие, эллинистические и древнеримские философы не могли оставить в стороне этот вопрос.

Поэтому в их трудах есть многое, что мы справедливо отнесём к предмету «Многослойность мира».

В рамках лекции мы рассмотрим некоторые положения только одного из них, зато одного из величайших — Платона. Он был учеником Сократа, мудрейшего из эллинов, и учителем Аристотеля, основателя всей западной науки.

http://images.vfl.ru/ii/1535873277/7a072ffd/23154127_m.jpg

В диалоге «Теэтет» Платон пишет:

Сократ: — Соображай же осмотрительно, как бы не подслушал нас кто из непосвящённых. Ведь есть люди, полагающие, что существует только то, что можно ощутительно взять руками, а дел бытности и всего невидимого в число сущностей не принимают.
Теэтет: — Ты говоришь, Сократ, о людях грубых и упрямых.

Как вы заметили, термина «маггл» тогда ещё не было, но два мудреца в этом диалоге, пожилой и юный, равно согласны с тем, что многослойности мира могут не знать только магглы.

Анализируя восприятие людьми мира либо узкое, ограниченное только частью Первой реальности, либо широкое, признающее и принимающее многослойность доступной нам реальности, Платон в седьмой части диалога «Государство» формулирует свою знаменитую притчу «Пещера»:

— После этого, — сказал я, — ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так.
— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом всё, что бы ни произнёс любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?
— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
— Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
— Это совершенно неизбежно.

http://images.vfl.ru/ii/1535873540/63158f6d/23154167_m.jpg

Продолжение диалога я не буду здесь цитировать, но очень советую его прочитать в первоисточнике: фактически там объясняется, почему учиться магии трудно.

Но вернёмся к аспекту философской концепции Платона, связанному с многослойностью мира.

Мудрец (по мнению Платона), в том числе маг (по нашему мнению) обязан осознавать многослойность мира, понимать хотя бы то, что за видимыми объектами и явлениями Первой реальности есть ещё много что, в обычных условиях для нас незримое. И если мудрецу достаточно просто знать это, то магу для подлинной эффективности его работы надо уметь активно взаимодействовать хотя бы с некоторыми иными слоями реальности.

http://images.vfl.ru/ii/1535873722/cbb8f1c6/23154182_m.jpg

Тени на стене нашей пещеры могут сообщать нам некоторые правдивые сведения о мире. И этих сведений достаточно для развития науки и построения на её основе всех известных нам поразительных достижений техники.

Но гораздо большего можно достичь, имея дело с подлинной истиной реальности окружающих нас объектов и явлений.

Домашнее задание:

Задание 1.
Рассмотрим другой античный первоисточник. Прокомментируйте, пожалуйста, с точки зрения многослойности мира следующую цитату из «Вселенской речи» Трисмегиста:

Гермес: — Мир это тело?
Асклепий: — Да, это тело.
Гермес: — А подвижен ли он?
Асклепий: — Вне сомнений.
Гермес: — Каким же большим должно быть место его движения и какой природы? Разве оно не должно быть больше, чем мир, чтобы он мог в нём двигаться и не быть ни стеснённым его узостью, ни остановленным в своём движении?
Асклепий: — Это нечто очень большое, о Триждывеличайший.
Гермес: — И какой природы? Природы противоположной, не правда ли, о Асклепий? А природа, противоположная телу, есть бестелесное.
Асклепий: — Я согласен с этим.

Задание 2.
Проанализируйте с точки зрения идей Платона использование в магии многослойности мира на примере какого-либо фильма, книги, игры или иного достаточно широко доступного источника.

Если вам не выбрать самим, рекомендую рассмотреть фильм «Доктор Стрэндж» (2016) или фильм «Матрица» (1999).