Эпиграф: «Кто ты? Кто ты? Скован дрёмой, Пробудись!
От дремоты Незнакомой Исцелись!
Мы – целители истомы,
Нашей медленной заботе Покорись!
В златоверхие хоромы,
К созидающей работе Воротись!»
(Александр Блок, из стихотворения «Прочь!»)
Майкл (Мишель) Харнер (Michael Harner) в книге «Путь шамана» формулирует основы так называемого современного шаманизма. Разработанные им по результатам многолетних этнографических исследований методы позволяют любому человеку, даже современному горожанину, освоить базовые техники работы шамана, включая путешествие в Нижний / Верхний мир для общения с духами и получения их помощи в целительстве и решении других проблем.
Эти методы не связаны с употреблением каких бы то ни было наркотических, галлюциногенных или психотропных веществ.
Майкл (Мишель) Харнер и его книга «Путь шамана»
Харнер объясняет своё увлечение шаманизмом так:
«Шаманство — это необычайно увлекательный интеллектуальный и психический процесс, в котором принимают участие как сам шаман-лекарь, так и его пациент. Совершая героические путешествия и поступки, шаман помогает больным людям переступить границу обычного, повседневного осмысления действительности, в том числе и осмысления своей болезни. ...
Я провожу занятия по шаманству и шаманским способам лечения в Северной Америке и в Европе, и мои ученики неоднократно доказывали, что большинство западных людей способны легко постичь практические основы шаманства. Эти древние традиции настолько могущественны, они так глубоко проникают в сознание, что культурное мировоззрение и представления, свойственные тому или иному человеку, не имеют существенного значения».
Теоретические объяснения Харнера неудовлетворительны, поскольку он стоит на позитивистской позиции, будто бы шаманические путешествия совершаются путём изменения состояния сознания. Тем не менее, сначала рассмотрим его позицию в его терминах, чтобы потом можно было разобраться, что же происходит там на самом деле. Вот харнеровская теория современного шаманизма:
«Когда человек шаманит, он перемещается между двумя состояниями, которые я называю «ординарным состоянием сознания» (ОСС) и «шаманским состоянием сознания» (ШСС). Эти два понятия являются ключевыми — например, для осмысления того, что Карлос Кастанеда называет «ординарной реальностью» и «неординарной реальностью». Отличие между ними лучше всего, пожалуй, показать на примере животных. Так, драконы, грифоны и прочие животные, которых мы в ОСС считаем «мифическими», оказываются «настоящими» в ШСС. ...
«Фантазия» — так можно обозначить то, что происходит в ШСС, с точки зрения человека, находящегося в ОСС. И наоборот, находясь в ШСС, человек может воспринимать явления, характерные для ОСС, как иллюзию. При этом каждый наблюдатель будет по-своему прав, ибо его впечатления основаны на состоянии его сознания»...
«Шаман — это человек (мужчина или женщина), который может по своему желанию приходить в изменённое состояние сознания, тем самым соприкасаясь со скрытой реальностью и используя её для того, чтобы приобрести знание, силу и помочь другим людям»...
«Находясь в ШСС, шаман обычно испытывает невыразимую радость от всего, что там видит, и благоговейный восторг перед теми прекрасными и таинственными мирами, которые открываются перед ним. Всё, что с ним происходит, напоминает сны, но это сны наяву, они кажутся реальными, и в них шаман способен контролировать свои действия и управлять ходом событий»...
Если бы эти теоретические рассуждения о шаманизме были верны, то он был бы, во-первых, опасен, как любая «игра» с состояниями сознания, а во-вторых, бесполезен, как нечто, по степени реальности эквивалентное «фантазии».
Надо отметить, что понимания сути шаманического путешествия нет и у большинства «профессиональных» шаманов, в том числе тех представителей «диких» племён, с которыми имел дело Харнер, встречи с которыми он описывает в первой, этнографической части своей книги. Они, как и дон Хуан Кастанеды, использовали ядовитые растения для создания галлюцинаций и бредовых видений. Это не помешало самому Харнеру разработать чистый вариант современного шаманизма, не требующий использования никаких физических или химических средств, влияющих на состояние сознания.
Вот его инструкции:
«До того как предпринять шаманское упражнение, подождите, пока не почувствуете себя спокойным и расслабленным. В предыдущие 24 часа избегайте действующих на психику или алкогольных веществ, так, чтобы ваш ум был свободен от смущающих образов. В предыдущие 4 часа ешьте только что-нибудь лёгкое или не ешьте совсем. Подберите тёмное и спокойное помещение. Снимите обувь, расстегните одежду и ложитесь удобно на полу без подушки.
Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. Подождите несколько минут, думая о предстоящей вам миссии. Затем закройте глаза, положите на них руку или предплечье, чтобы не допустить какого-либо света.
Проинструктируйте своего компаньона, как бить в барабан: темп около 200 ударов в минуту, а по истечений десяти минут произвести четыре резких удара, чтобы показать, что пора возвращаться, после этого бить в барабан очень быстро в течение полминуты, сопровождая при возвращении, и заключить ещё четырьмя более резкими ударами, чтобы показать, что путешествие закончено.
Теперь представьте себе какое-нибудь отверстие в земле. Годится любой вход в землю; это может быть нора животного, пещера, дупло дерева, источник или даже болото. Это даже может быть отверстием, сделанным человеком. Подходящее отверстие то, которое кажется вам удобным и которое вы можете себе хорошо представить.
Когда помощник начнёт барабанить, войдите в отверстие и начинайте путешествие по Тоннелю. Следуя по Тоннелю, вы можете наскочить на стену или какое-нибудь другое препятствие. Когда это случится, просто обойдите его или пройдите через щель в нём. Ни в коем случае не напрягайтесь слишком сильно во время путешествия. Успех в путешествии зависит от поведения, которое находится между слишком большим и слишком малым стараннем.
В конце Тоннеля вы окажетесь на открытом воздухе. Подробно осмотрите ландшафт, попутешествуйте в нём. Исследуйте, пока вас не достигнет сигнал о возвращении, и затем возвращайтесь вверх по Тоннелю. Ничего не приносите с собой оттуда. Это только прогулка для осмотра.
Когда вы вернётесь назад, сядьте и откройте глаза. Опишите своему компаньону всё то, что вы видели, так, чтобы не забыть подробностей опыта. Можете их также записать. Акт запоминания этих экспериментальных деталей является началом накопления вами шаманического знания.
Не отчаивайтесь, если не имели успеха в первый раз. Попробуйте снова, барабаня медленнее или быстрее. Разным людям требуется разный темп в разных случаях».
Как показал опыт, вместо барабанного боя можно использовать аудиозаписи подходящей музыки, заранее отмерив время и при необходимости смонтировав звуки путешествия туда, сигнала к возвращению, путешествия обратно и сигнала завершения. Но общепринятое мнение гласит, что совершать первые опыты шаманического путешествия лучше в присутствии другого человека.
Харнер много лет проводил в западных «цивилизованных» странах курсы современного шаманизма, и в своих книгах приводит отчёты кое-кого из своих учеников об их первом путешествии. Ниже они приводятся в сокращении:
«Когда барабан начал бить, я вспомнил пещеру из моего детства. Она была полна сталактитов — настоящая пещера. Я двинулся в неё в темноте, и нашёл, что это не была пещера моего детства. Концентрические кольца света и темноты открылись вокруг меня и, казалось, несли меня вдоль себя. Это было не столько чувство, что я двигаюсь вдоль Тоннеля, сколько, что это он двигается вдоль меня. Время от времени я терял терпение от того, что Тоннель, казалось, продолжался и продолжался. Тоннель привёл меня к подземному озеру, над которым я долгое время продвигался, потом вошёл в другой Тоннель, более круто повернувший вниз. Вместо чувства падения здесь было чувство сознательного движения. Я удивился, когда услышал, что меня зовут назад, и с неохотой я дал себе вернуться, немного разочарованный тем, что я не дошёл до конца Тоннеля, и в то же время я был изумлён пережитым. Само возвращение было быстрым и лёгким. После осталось чувство какого-то открытия и благоговения».
«Я выбрал знакомую мне пещеру, где бывал четыре или пять раз. Мне нужно было перейти несколько трещин, которые были довольно глубокими, и протискиваться через одно место, где пришлось буквально слиться со скалой. Я спустился в самую глубокую часть пещеры, где я когда-либо был. Но я как бы пошёл дальше, и вышел через другой вход на тропический остров с прекрасным большим берегом, настоящими тропическими птицами и большим количеством тропической растительности. Затем я вернулся».
«Я начал в источнике. Я почувствовал, что становлюсь очень маленьким, и вошёл в крошечный мокрый канал. Я чувствовал, что ползу на четвереньках. Тут было очень темно. Затем начался неожиданный спуск, и я не знал, куда иду. Я чувствовал, что скольжу по мокрой скале и заканчиваю в очень большом пространстве, где была лужа воды. Вода была очень холодной. По ту сторону воды был крошечный огонек, и я чувствовал, что там должно быть что-нибудь. Я пошёл через воду, мне было очень холодно. Затем нужно было карабкаться вверх по маленькому каналу, похожему на пещеру. Я вышел на луг, который был очень зелёным и затемнённым огромным дубом. Я сел под дубом. Я чувствовал себя хорошо под этим деревом, но настало время возвращаться. Мне было досадно, что надо возвращаться».
«Я отправился, плавая в океане. Затем я попал в огромный смерч. Он просто вращал меня вниз и вниз. Это продолжалось большую часть путешествия. Я всё время думал, как я смогу безопасно попасть на сушу. В конце концов я прорвался и упал на огромную маргаритку. Она была достаточно велика, чтобы смягчить моё падение. Она очень хорошо пахла. Затем вы дали сигнал выходить, и я нашёл пещеру и просто пролетел назад вверх через неё».
«Я спускался по шахте заброшенного рудника, там было темно. Почему-то я не мог по-настоящему начать путешествие. Затем появилась платформа на колёсах и начала увозить меня вниз по шахте. Очень скоро в шахте стало светлее, свет был очень жёлтым. Затем платформа начала останавливаться. Когда я повернулся, из стены вышло что-то, похожее на чёрно-красную птицу или птеродактиля. Она была в капюшоне и хлопала на меня крыльями. Я не был испуган, она, казалось, скорее играла, чем что-либо другое. Затем вы позвали назад. Я помедлил, будто хотел остаться там. Платформа начала двигаться по направлению к отверстию, и я вернулся».
Что же представляет собой шаманическое путешествие? И куда мы попадаем, совершив его?
Я не случайно неоднократно (вслед за Харнером) подчёркивал, что здесь не используется никаких химических и физических средств воздействия на организм, способных искусственно «изменить сознание». Поэтому говорить здесь о его изменённых состояниях нельзя. С другой стороны, во время путешествия мы совершенно отчётливо видим Тоннель и разные места у выхода из него, и не только видим, но слышим и осязаем. Мы можем сколь угодно тщательно исследовать всё, что находим там. И несмотря даже на неполноту исполнения третьего критерия Кастанеды мы можем признать миры шаманического путешествия максимально близкими к понятию «другой слой реальности» (после, видимо, игрового мира A_Konter@mail.ru, о котором было рассказано выше).
То есть это пример путешествия в иные слои нашего многослойного мира, самый доступный и безопасный из примеров, которые могут быть рассмотрены в рамках настоящего учебного курса.
Домашнее задание:
Задание 1.
Найдите в художественной литературе примеры, либо включающие в себя что-то связанное с шаманом, либо связанные с путешествием описанного выше типа, даже если слово «шаман» и не упоминается. Перескажите найденный пример. Выполните анализ того, что именно там происходит с точки зрения многослойности мира.
Задание 2.
Несмотря на то, что метод шаманических путешествий, предлагаемый Харнером, принято считать безопасным, от Вас не требуется совершать это путешествие. Достаточно представить себе, что вы это делаете. Опишите:
- что и как Вы подготовили для совершения шаманического путешествия;
- что происходило во время путешествия;
- что Вы сделали после его завершения.